История Марии-удачницы
Как две прялки в одной избе встретились
Ох и морозные зимы на Кенозере, а солнце рано садится, день короткий. Собрались девки
в деревне Зехнова на вечерку и гостей из соседней Спицына позвали. Идут в избу кто с чем: одни прялки несут, другие вышивание. Весело будет на вечерке: и песни, и танцы, но сначала потрудиться надо.

Расселись по избе, начали слухи деревенские друг другу рассказывать. Анна, кузнеца дочь, песню затянула:

— Лучше бы я, девушка, у батюшки жила. С утра день до вечера улушку мела.

Все подхватили.


Сидят девки, рукодельничают и на двух подруг поглядывают: Марию и Настасью. Обе красавицы, и приданое в сундуках готовое лежит — поспели невесты. Да только знает вся Зехнова: соперницы они. В один год на свет появились, да так всю жизнь и соперничают.

Придет Мария в часовню в сарафане новом, а через неделю, глядят люди, и Настасья в обновке стоит. Сядут полотенца вышивать: Мария быстрее справится, а ночью, видит деревня, у Настасьи в окне огонек горит. Не хочет отставать от соперницы! И сколько женихов видных
в Зехновой, а лег на сердце обеим Степан из Спицына. Ох, будет кому-то радость, а кому-то слезы.

Разгорелись в избе лучины, светло стало, как днем. Стали девушки зехновские новыми прялками хвастаться.


Тут удивительное обнаружилось:
у Настасьи и Марии прялки-то одинаковые,
не отличишь!

— Кто прялку твою делал? Где подглядел? — спрашивает ревниво Настасья.

Да только и так видно: делал обе прялки знаменитый Прокопий Прокопьевич Завьялов
из Зехнова. И до чего красивые вышли! Кенозерские прялки особые, резные. А по центру
на прялках у Марьи и Настасьи — по большому кругу. Неслучайно это: похожи круги на солнце
и сферу небесную.

Солнце весь мир согревает, под солнцем и дерево растет, и семя ржи на поле всходит.
Как природа живет, так и человек: вот выйдет девушка замуж, и пойдут у нее детки. Мать-земля урожай растит, а женщина — детей миру дает. Не о том ли и прялки кенозерские в символах
и знаках говорят, не о смысле ли жизни человеческой? А какие вазоны с букетами, розаны, листья и ягоды, сплетенные в гирлянды, можно увидеть в росписях на кенозерских прялках: все это знаки плодородия, приметы рая на Земле.


А еще наверху у прялок кенозерских — пять круглых вершин, называются «городки». Если хочет парень девушке симпатию показать, озорничает, ломает ей «городок». Так все видят: серьезные планы у него, будем скоро свадьбу играть!

Разглядывают девки зехновские две прялки, отличия ищут. Одно только и нашли: поменьше
у Настасьи на прялке розетки, и кажется, будто не три их, а две. Не намекнул ли Настасье мастер: мол, не завидуй, девка, не живи жизнь чужую, живи свою.

Словно знал Завьялов: придет на вечерку Степан, надломит на прялке Марии «городок»,
и пойдет она в Спицына жить. Простится с красивой девичьей прялкой, положит на память
в сундук: у замужних в Кенозерье прялки не как у девок — простые и невзрачные.

«Прошло вольное да беспечальное девушки житье», — затянет песню Мария.

Настасья же с девичьей своей прялкой и с большой обидой останется, а у нее, люди говорят, глаз худой, как чего пожелает, так сбудется в род и род...