— Где они сейчас, «небеса»? — перебил гость. — Вижу, в храме копии.
— Не волнуйтесь, «небеса» целы и хранятся в музее «Рухлядный амбар» в национальном парке. А вот иконы уцелели не все. Ведь это сейчас Георгиевский храм называют символом Кенозерья, визитной карточкой Русского Севера, сокровищем и тайной. А в 1938 его закрыли, через 20 лет поставили на охрану, но, конечно, формально: уже в 1970-е годы он рушился, а внутри многое было растащено. И вы знаете, спас в то время Георгиевскую церковь не иначе божий промысел.
В конце 1980-х приехал студенческий отряд из Архангельска проводить консервационно-реставрационные работы. Постарались ребята: поменяли кровлю церкви и колокольни, сгнившие верхние венцы и матицы трапезной, сгнившие бревна и кровлю ограды, трапезную студенты тоже покрыли кровлей... Если бы не это и не местные жители — хранители, храм не достоял бы до реставрации 2013-го года. Вот так.
— Очень жаль, — покачал головой Иван Петрович. — Жаль, что храм можно возродить, а местную бойкую деревенскую жизнь нет. Ведь представьте себе, что, например, вот в тех брошенных домах когда-то жили огромные семьи, вот в том развалившемся доме кузнец. Утром деревня вставала рано, гнали скот, кричали петухи, стучали топоры и молоты, кто-то шел в поле, кто-то шил лодку, кто-то удил рыбу. По вечерам при лучинах и керосинках вышивали и ткали, дети со стариками лежали на печке, в печи поспевали пироги, потрескивал огонь, и кто-то начинал сказывать сказку... А в выходной все надевали лучшую одежду и шли молиться Богу.
Без тайны этой деревенской жизни не разгадать и загадку Порженского погоста.
— Откуда у вас, городского жителя, такие мысли? — поинтересовалась Ирина.
Иван Петрович посмотрел вдаль:
— А название отряда знаете?
— Знаю, Иван Петрович, «Атеист». Удивительная штука студенческий стройотряд с таким названием спасал по всей области церкви и часовни от разрушения.
В полумраке храма было трудно разглядеть лицо гостя, но ей показалось: он улыбнулся.