История одной фотографии
Как кенозерские мужики соседей посрамили
Было это в далеком 1927 году. Понесся накануне праздника Петра и Павла по деревне Вершинино слушок: мол, пришли на лодках гости с карельского Водлозера, привезли много товаров, стоят на постое в Тыр-Наволоке, а в воскресенье будут на большой Петропавловской ярмарке в Погосте торговать. Чего и говорить, новость хорошая: не много радости в последние годы для кенозерских мужиков да баб. Не очень-то доверяет советская власть северному крестьянину и его не балует, не нравится ей и его религиозность. А как без Бога? Как без часовенного календаря с молитвами, церковными праздниками и ярмарками? Оскотинится ведь человек. Вот и День Петра и Павла — большой праздник, а ярмарка — традиция. Говорят, торговцы пряников и ткань красивую привезли, будут теперь бабы на Кенозере в обновках ходить.

Стало кенозерским мужикам любопытно, сели они вечером на весла и пошли на своих лодках через озеро в Тыр-Наволок. Видят, причалены по берегу в Тыр-Наволоке чужие лодки. Не так на Водлозере лодки строят, как на Кенозере, хоть и рядом две местности.

Пошли в избу знакомиться. Веселыми людьми оказались торговцы, общительными, а про жизнь на Водлозере тоже со вздохом рассказывают: трудно, очень трудно, но Бог не выдаст — свинья не съест. А потом слово за слово зашел спор, где самые надежные и быстрые лодки мастера строят. Водлозерские стучат по столу кулаками: мол, у них лодки выше, длиннее и юркие — любые пороги обойти можно. А кенозерские мужики на своем стоят: нет, кенозерки лучше!


Объясняют: они свои лодки-кенозерки не строят и не изготавливают, а шьют. Когда-то старики могли и без гвоздей лодку сшить, сейчас же гвоздями мастера, словно иглой, работают. Шьют кенозерку из ели, да непростой — должна быть она изогнута природным образом, градусов на 90. Вот из такой ели и получается «кокора» — основа лодки. А еловые доски для лодок на Кенозере зовут набоями, и у каждой своя форма, размер. Кенозерка ниже и шире лодки-водлозерки, задний штевень смотрит у нее вверх, а нос загнут покруче.

— Наша лодка-кенозерка лучше на воде держится, грузить на нее можно больше — не перевернется. И красивее она, и быстрее, — смеются над гостями вершининские мужики.

Ну и доспорились мужики. Решили, что на ярмарку в Погост торговцы от Тыр-Наволока на своих водлозерских лодках пойдут, а им навстречу мужики из Глущёва на кенозерских лодках выйдут. Водлозёра груженые, зато Глущёво дальше, все честно.

— Только чтоб в одно время и идти вольно, не торопясь. Нехорошо в праздник сломя голову нестись, — поставили условие кенозерские.

Так и сделали. Высыпал в воскресенье народ и видит: с одной стороны озера идут длинные сухие лодки-водлозерки, а с другого изящные низкие кенозерки. Дома и волны помогают: болтает на кенозерской волне лодки торговцев, а лодки-кенозерки не шелохнутся. Выиграли спор кенозерские: причалили к берегу первыми.


Сохранилась редкая фотография: деревня Погост, праздник Петра и Павла в храме Успения. На берегу вереница лодок-кенозерок, а длиннющие лодки с запоздавшими торговцами из далеких мест — справа.

— Все просто: местные прибыли раньше, а остальные позже, — объяснит дотошный эксперт.

Значит помнит Кенозеро и настоящие лодочные регаты!


Хотя что значит «помнит»? Во многих местностях в XX веке на смену деревянным лодкам пришли типовые катера из магазинов, а значит искусство строительства народных лодок было утрачено.

А в Кенозерье древний промысел жив, и живы «лодочных дел» мастера, которые учат других своим секретам. Главное помнить: лодку строить и лодку шить — две большие разницы. Первое — ремесло, а второе — искусство.