Было это в далеком 1927 году. Понесся накануне праздника Петра и Павла по деревне Вершинино слушок: мол, пришли на лодках гости с карельского Водлозера, привезли много товаров, стоят на постое в Тыр-Наволоке, а в воскресенье будут на большой Петропавловской ярмарке в Погосте торговать. Чего и говорить, новость хорошая: не много радости в последние годы для кенозерских мужиков да баб. Не очень-то доверяет советская власть северному крестьянину и его не балует, не нравится ей и его религиозность. А как без Бога? Как без часовенного календаря с молитвами, церковными праздниками и ярмарками? Оскотинится ведь человек. Вот и День Петра и Павла — большой праздник, а ярмарка — традиция. Говорят, торговцы пряников и ткань красивую привезли, будут теперь бабы на Кенозере в обновках ходить.
Стало кенозерским мужикам любопытно, сели они вечером на весла и пошли на своих лодках через озеро в Тыр-Наволок. Видят, причалены по берегу в Тыр-Наволоке чужие лодки. Не так на Водлозере лодки строят, как на Кенозере, хоть и рядом две местности.
Пошли в избу знакомиться. Веселыми людьми оказались торговцы, общительными, а про жизнь на Водлозере тоже со вздохом рассказывают: трудно, очень трудно, но Бог не выдаст — свинья не съест. А потом слово за слово зашел спор, где самые надежные и быстрые лодки мастера строят. Водлозерские стучат по столу кулаками: мол, у них лодки выше, длиннее и юркие — любые пороги обойти можно. А кенозерские мужики на своем стоят: нет, кенозерки лучше!