Вот он стоит, бороду щиплет. Все ждут, что скажет.
— Отпустите мальчишку, не вор он.
Толпа рассосалась. Остались двое: мастер и пацан. И горшки.
— Признавайся, зачем посуду крал? Я ведь видел, как ты под рубаху горшок засунул, — пытает Вахрамеев.
— Я в соседней волости, дяденька, живу. Там свои гончары имеются, а я у них в подмастерьях. Они и прислали, хотят секрет ваш узнать, карповский, почему это наши горшки бьются, а вашим век сносу нет. Богом клянусь, Федор Дмитриевич.
Мастер не выдержал, засмеялся.
— Тебя как звать? Тоже Федька? Ну вот слушай сюда, Федька. Глину я беру не простую, а еду на Свиное озеро, в Челму. Там прогалины, и в них синяя глина лежит, которая на огне черной становится. Потом, Федька, мешаю я глиняное тесто, а в него для крепости добавляю камни из банной печи. Самые лучшие в Немяте, Екимове, Захарове и Вершинине, там и берем. Их бабы сначала через сито просеивают, потом в ступах толкут, потом только в глину добавляю. Ну а глину я, Федька, в деревянном корыте мочу, через три дня вываливаю на чистый холст и ногами мну, пока ровной не станет. Потом кусок нитью отрежу и за гончарный круг сажусь. Только я ее жгутами по кругу кладу, как будто косу плету. Одной рукой плету, другой круг кручу. Сушу горшок на полке-воронце, обжигаю в печке, а чтоб воду не пропускал, щипцами из печки вынимаю и купаю в овсяном отваре...