История Ивана Билибина

Как «шкаф-заборка» открыл миру русскую сказку

1899 год. Молодого художника Ивана Билибина мучает творческий кризис.

Выпускник юридического факультета прошел курс в художественной мастерской в Мюнхене и несколько лет занимается творчеством под руководством Ильи Репина. Великий учитель хвалит талантливого ученика, его пейзажи и жанровые сцены, сам же Билибин собой недоволен…

Душа просит другого. Но чего?

Иван Билибин
Однажды художник приходит на выставку
Виктора Васнецова. Там он видит картину «Богатыри»,
и вдруг понимает: вот к чему его тянет,
вот что нужно писать!
Молодой художник садится за иллюстрацию к двум русским народным сказкам. Получившееся нравится Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая хочет выпустить книгу русских сказок. Иллюстрации поручают Билибину и дают срок на выполнение работ — четыре года. Художник взволнован: вот он, шанс, настоящее большое творчество! Он должен открыть России и миру ее русские народные сказки! Но где искать вдохновение?

Иван Билибин отправляется в дорогу. В 1902–1904 годах он путешествует по Русскому Северу, где на каждом шагу жива древняя история. Он рисует, фотографирует местные храмы и часовни. Билибин потрясен их красотой, но главное открытие впереди — это крестьянская северная изба.

В первой же деревне Кенозерья, зайдя в просторный деревянный дом, столичный художник теряет дар речи. Вместо стены-перегородки перед ним большой шкаф, весь покрытый дивными росписями. Хозяйка дома, Евдокия, открывает распашные дверцы наверху: там полки с изящной посудой. А потом Билибину показывают секрет. Шкаф не простой, а двусторонний, задняя его часть смотрит на «прилуб» — часть дома, где готовит и хлопочет хозяйка. Там тоже есть полки, но хранится на них уже самая простая утварь. Шкаф, отгораживающий одну часть избы от другой, называется «заборка». Какое изобретение!


Билибин разглядывает росписи на шкафу. Он не верит своим глазам: перед ним вазоны
с цветами и сплетенные кисти винограда, львы на задних лапах и райские «яблочки». Как попали в простую северную избу эти экзотичные орнаменты? Ведь живых львов и настоящих роз северяне нигде не могли видеть!

Начинаются поиски. Целыми днями столичный гость гуляет по окрестностям, заглядывает
в дома к крестьянам, священникам и купцам. В деревнях Минина, Федосова, Спицына, Першлахте, Косицына почти в каждом доме есть расписные шкафы-заборки!

— У кого переняли роспись? — пытает Билибин мужиков-мастеров.

Те объясняют: история давняя, кенозерские мастера перенимали ремесло у разных мастеров,
в том числе и староверов Выговской пустыни. Через Кенозеро шел путь, соединявший обитель со скитом староверов в Чаженьге, и иконописцы активно работали здесь. Среди них были
и «травники», хранители древнерусских традиций, знатоки орнаментов. Возможно от них
на шкафах-заборках райские фрукты и львы, единороги и вазоны. Только крестьянские мастера писали не под копирку, а создали собственный метод «Олонецкую роспись». И пошли кочевать по деревенским домам необычные цветы и звери. Правда, за это время стали совсем нестрашными, похожими на тех домашних животных, которые жили в северных избах, на скотных дворах. Расписывали наши шкафы и пришлые городские мастера из Костромы.

…В 1902, 1903, 1904 годах в Петербурге выходят сказки с иллюстрациями Билибина. Столичные критики в восторге: в манере художника много новых деталей и орнаментов. Русские народные сказки читает сначала вся образованная Россия, а потом открывает весь мир — с рисунками Ивана Билибина. На орнаментах знаменитых билибинских теремов — дивные росписи: они из кенозерских изб, с расписных шкафов-заборок.

XX век обошелся сурово с народной росписью. Ее уничтожали и закрашивали. Но в Кенозерском национальном парке в домах жителей и в музее «Луково подворье» и сегодня хранится большая коллекция расписной мебели, живая русская сказка. Она помнит изографов Выга, талантливых кенозерских крестьян и большого художника Ивана Билибина.



10 интересных фактов о шкафах-заборках
  • 1
    Традиция домовой росписи очень древняя. Еще в летописях XI-XII веков упомянуты росписи в церквях, расписывались и терема князей и бояр в XVI-XVII веках, напоминая игрушки. Во все века был популярен травяной орнамент, который потом можно было увидеть и в избах на Кенозерье.
  • 2
    Росписью в избах покрывались самые важные, значимые места. Львы, птицы и прочие животные несли в том числе охранную функцию, символизируя сакральность, неприкосновенность пространства.
  • 3
    Доподлинно неизвестно, откуда в народной росписи изб на Кенозерье появились львы, ведь местные жители никогда их не видели. Львиная символика характерна для храмов Владимиро-Суздальской земли XII века, по одной из версий, оттуда она и перешла в мир крестьянской избы. Но есть также гипотеза, что львов импортировали во время бурных торговых отношений с Востоком в XVI-XVII веках, когда через Архангельск велся оживленный товарообмен.
  • 4
    Массовое появление росписей в избах на Кенозерье в XIX веке было связано с прогрессом и технологиями. Избы, которые раньше топились по-черному (дым выходил через двери и окна), стали перестраивать в избы, которые топились по-белому (дым уходит в трубу). На потолках и стенах перестала оседать копоть, что и дало возможность для художественных экспериментов.
  • 5
    Художники, для которых домовая роспись была основным ремеслом, вели кочевой образ жизни, перемещаясь из деревни в деревню и принимая заказы. На Русском Севере было много художников из Карелии и Костромы, работавших как индивидуально, так и в артелях. Например, красильщики из Карелии приезжали на Кенозеро на Благовещенскую ярмарку вместе с рыбными обозами.
  • 6
    На Кенозерье были и свои, местные мастера, которые расписывали избы и мебель. Хотя они не оставляли при этом подписей, их имена сохранились в народной памяти: например, это Григорий Дементьевич Мелехов из деревни Минина, Григорий Андреевич (фамилию установить не удалось) из деревни Федосова, Прокопий Дмитриевич Заколопный из деревни Спицына, братья Старицыны из деревни Першлахты
  • 7
    На фасаде дома Нифантовых в Майлахте, где имеется роспись (звезды на голубом фоне), была авторская подпись 1916 года: К.М. ФЕОДОРЪ ЯКО НИКИФОРОВЪ. Такая же подпись стояла на несохранившемся шкафе-заборке в деревне Горбачиха. Ученые, проанализировав подписи на разных предметах мебели и обихода, а также на избах, предположили, что на Кенозерье работали два мастера Никифоровых — отец и сын.
  • 8
    Художник Иван Билибин в статье «Остатки искусства в русской деревне» вспоминает: «Я видал избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, — все, где только можно было красить». Билибин остроумно подметил: иногда народные узоры так причудливы, что если какой-нибудь художник выдаст их за свои, публика воскликнет, «Какой декадент!».

  • 9
    Возможно, именно русские северные шкафы-заборки подарили мировой живописи абстракционизм, а значит, и современное искусство. Дело в том, что художник Василий Кандинский, стоявший у истоков абстрактной живописи, планировал быть не художником, а юристом. Но побывал на Русском Севере и испытал потрясение. «В необыкновенных крестьянских избах я и повстречался с чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы - все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами», так сам Кандинский описывал свое внутреннее перерождение.
  • 10
    В музейном фонде Кенозерского национального парка хранятся уникальные шкафы-заборки, поступившие из разных деревень. В прошлом году в парке появилась новая музейная экспозиция «Львы и розы, посвященная домовой росписи Кенозерья, где можно увидеть шедевры домовой росписи и знаменитый шкаф-заборку собственными глазами.