История Федора Иока
Как мастер канон нарушил и удивил потомков
Это случилось несколько лет назад. Сотрудница Кенозерского национального парка Марина Гусева заглянула в канун Рождества в часовню Николая Чудотворца в поселке Усть-Поча — навести порядок. Задумавшись, она подняла голову, посмотрела на расписное «небо» — потолочное перекрытие часовни. В окна бил свет, и солнечный луч, упав на «небо», высветил надпись на одной из его граней, которую никто не замечал больше ста лет: «Писаны сiи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцам Олонецкой гу. Каргопольского уезда Мишковской волости деревни Большое Конево от роду 17 летъ масте».

Марина позвонила коллегам:

— У нас рождественское чудо. У нас сенсация!

Дело в том, что традиция расписывать на библейские сюжеты потолочные перекрытия
в часовнях и церквях появилась на Русском Севере четыре века назад. Северных мастеров вдохновляла монументальная живопись каменных храмов. А вот звездный орнамент
на «небесах» пришел… из Древнего Египта: так там украшали потолки. Человек, стоя в северном храме, видел прекрасный символ небесной сферы с царствием Бога. За столетия у «небес»,
как у икон, сложился свой канон — что изображать и в каком порядке. Как и на иконах, ставить авторские подписи на «небесах» было не принято.

… И вдруг из тьмы веков показался мастер, который спутал все карты. Кем же был этот дерзкий Федор Иок?
Закипело расследование. Одни ученые трудились в архивах, другие обходили храмы и часовни Кенозерья, ища «небеса» и иконы, похожие на те, что в часовне Усть-Почи. Иконописец Иок оставил множество работ: «небеса» в Карпова, Вершинино, Мининой, Бережной Дуброве
и несколько икон. На одной из икон ученые нашли второе послание: Иок поставил подпись
и вдобавок сообщил сумму в рублях, которую получил за работу.

Архивисты же выяснили — жил-был во второй половине XIX века в селе Конево мальчик Федор. Подростком учился в художественной мастерской Санкт-Петербурга, потом был официально занесен в ремесленный иконописный цех. Так что не придумал Федор Иок, действительно был
в 17 лет мастером!

Писал художник наивно, но талантливо, заказов от крестьян было много. Вот только все обнаруженные «небеса» и иконы Федора Иока написаны в одно и то же время, поздних работ не нашлось. Почему?

Помог случай: разбирая архивные документы почтового ведомства, нашли личное дело Иока. Художник просит принять его на работу простым почтальоном: нет денег, а в семье семь детей. В 1922 году Иока не стало, и ответ на вопрос, почему расписывался на «небесах», он унес
с собой.

— Это была яркая личность со своим художественным видением. На его «небе»
в поселке Усть-Поча вместо «Распятия» святитель Николай, а вокруг 17 сцен из жития святого
в клеймах, что тоже не по канону, — считают искусствоведы.
— У его святых местные лица. Фонарь у архангела Гавриила — крестьянский светильник! — замечают этнографы. — В сцене «Избавление отрока Димитрия от потопа» деревянная лодка с веслом напоминает старинную ладью. Архангел Рафаил изображен с таким глиняным горшком, какие можно увидеть в любой избе Кенозерья. Телец и лев у ног евангелистов Луки
и Марка похожи на корову и кота — главных животных русской деревни.

— В этом и заключается феномен расписных «небес». Ведь если на потолке небо и рай, а пол под ногами — это земля, значит, в центре божественного космоса — человек! — добавляют третьи.
Поэтому Федор Иок ничего не нарушил. Кто в 17 лет не мечтал заявить миру о себе?

Приезжайте в Кенозерский национальный парк и посмотрите уникальные северные «небеса» собственными глазами: у каждого своя история, своя загадка, каждое красиво и уникально.