Мать кивнула:
— Перспективы не очень. Но мне все-таки интересно, как занесло этого Сказываева из Владимирской губернии на Порженский погост?
— Все даже интереснее, чем ты думаешь! — воскликнул Иван. — Ведь там же, в Кенозерье, в священной роще у деревни Тырышкино прячется маленькая часовня святой Параскевы, в ней — дивной красоты «небо». А писал то «небо» (тут Иван сделал эффектную паузу) Стефан Никитин Кознов из деревни Сергеево Воздвиженской вотчины Вязниковского уезда Владимирской губернии.
— Сергеево?
— Оно самое! Но главное, мам, и трудно постижимое — так это то, что оба мастера из одной небольшой деревни были людьми крепостными, крестьянами князя Бориса Александровича Лобанова-Ростовского. Ты вдумайся: без княжьего разрешения не могли они никак в Кенозерье за сотни верст попасть. Бегали они туда на заработки с помещичьей подорожной. И ладно бы на месяц или два — так ведь Кознов, например, проработал на Севере с 1814 по 1831 годы, писал иконы по храмам и монастырям всей Олонецкой губернии, написал три иконостаса для крещеных саамов в ненецкой тундре. Или вот: был такой на Кенозере древний монастырь — Кенский Спасо-Преображенский. Сейчас от него и следа не осталось, а древние иконы из этого монастыря, которые в XIX веке записывал Сказываев, сохранились и хранятся в музее Рублева.
Мать задумалась:
— Как же князь таких ценных мастеров на долгие годы из хозяйства отпускал? Странно.
Иван засмеялся:
— На этот счет есть две версии. Ты, конечно, сейчас скажешь, что дело в деньгах — мол, так ему было выгоднее, чтобы крепостные сами зарабатывали себе на жизнь, и их не нужно было лишний раз кормить. Но я думаю иначе: князья Лобановы-Ростовские — это не какие-то сельские помещики, это знатный род, идущий от Рюрика. Борис Александрович сражался при Кульме и Лейпциге, женился на красавице с огненным взглядом. Ценил этот человек красоту и в живописи уж, конечно, разбирался. Слышала про музей Лобановых-Ростовских в Филях и про коллекцию театральной живописи, которую собрал Никита Лобанов-Ростовский? Я думаю, мам, не хотел князь просто своих талантливых крепостных держать на цепи и заставлять заниматься тем, к чему они были не склонны. Спасибо таким людям, иначе не было бы у нас ни Палеха с Мстерой, ни икон и «небес» Кенозерья.
Мать намек поняла, не глупая. Хитро прищурилась:
— Только думаю я, сынок, что бегать-то они рисовать бегали на Север, а домой все равно возвращались. Тебе, кстати, с чем бутерброды завернуть, с колбасой или сыром?